Гость
Сведения об образовательной организации
Главная страница
Основные сведения
Структура органы управления
Документы
Образование
Образовательные Стандарты
Руководство Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение
Стипендия
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места
История школы
Начальная школа
О приеме в 1 класс
Экзамены
Конкурсы
Зал славы
Наши успехи
Опорная школа
Фотоальбом
Приказы
Поиск
Календарь
«  Март 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Страница учителя Богдановой Ольги Яковлевны

На этой странице размещены материалы из опыта работы, а также собственные разработки презентаций к урокам в начальной школе.
  
Презентации к урокам:
  1. Синквейн 
  2. Литературное чтение: Марина Цветаева
  Из опыта работы:
Статья "Развитие речи учащихся начальных классов как необходимое условие реализации ФГОС по русскому языку"
Креативность (презентация)


  Из опыта работы
  Статья "Развитие речи учащихся начальных классов как необходимое условие реализации ФГОС по русскому языку"
В требованиях ФГОСНОО второго поколения к выпускникам начальной школы по русскому языку сказано, что в процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.
 Решая эти задачи в школе должна осуществляться эффективная работа.  Эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем подготовки ребенка к школе. Плохая успеваемость продиктована тем, что многие дети плохо были подготовлены к школе – нет четкого произношения звуков, не умеют читать стихи, и даже не знают их вообще, слабо развита речь.
Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру – это сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда. Стараться, чтобы язык ребенка как можно реже заплетался, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова необходимо по многим причинам. Очень важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить ученика слушать, говорить, сочинять, писать.
Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка.
Задача учителя начальных классов – работать не только над обогащение словаря, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент.
Совершенствуя речь учащегося, большое внимание обращаю на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет успехов в учении, нет настоящего обучения. Учитель начальных классов должен работать над речью на любом уроке. Процесс этот сложный и творческий.
*     *     *
Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает. Я стараюсь, чтобы дети дружили со словарем. Работа со словарем преследует не только грамматические цели, но и знакомит детей с лексическим значением новых слов, учит контролировать себя, накапливает словарный запас, а в результате развивает речь. Словарные упражнения учат правильному орфографическому произношению, соблюдению нормативного ударения.
*     *     *
Большое значение придаю работе над фразеологическими выражениями. Например, предлагаю какое-либо выражение, дети в словаре должны найти значение этого фразеологизма, попутно объясняя значение слов. На следующем уроке они рассказывают о своих исследованиях.
 В один голос - ..., бок о бок - ..., водой не разлить - ... и т.д.
*     *     *
На уроках составляем предложения. Это способствует формированию у детей навыков выстраивать последовательность слов в предложении. Даю слово и схему, дети по цепочке называют разные варианты слов, выбираем лучшее и составляем красивое большое предложение.
Когда? Какие? девочки Что сделали? Куда? За чем?
Далее провожу смысловой и орфографический анализ предложения и слов.
*     *     *
На уроках русского языка использую разные игры:
•    «Собери слово»
- Записать слово, в котором корень как в слове «садовник», суффикс – как в слове «почка», приставка – как в слове «перенести», окончание –  как в с лове «увидела».
    Дети анализируют, ищут, составляя новое слово.
•    «Найди лишнее слово»
    перевозка
    пришкольный
    лесник
     пробежка
    Чтобы определить, какое слово «лишнее» нужно думать, смекать, уметь объяснить.
•    «Снежный ком»
Один называет слово, следующий должен повторить его и назвать другое.
•    «Слово – магнит»
Произносится слово. Надо записать слова, которые притягиваются к слову – магниту.
Солнышко: радость, птицы, звери, весна…
•    Предлагается группа слов, которые нужно использовать при создании связного текста. Многие из них, на первый взгляд, никак не связаны по смыслу, но задача и состоит в том, чтобы объединить их в небольшой текст, придумав событие или явление в рассказе, о котором эти слова использовать.
I.    Мальчик, дерево, карандаш, медведь , озеро.
II.    Облако, берёза, зайчонок, верёвка, охотник.
III.    Река, солнце, звёзды, улыбка, костёр.
IV.    Листья, осень, ключ, турпоход.
•    «Телеграмма»
В основу берется слово. Каждый ученик придумывает телеграмму, в которой каждое слово начинается с одной из букв «главного» слова.
Например: слово «сумка» - Сегодня убежал медведь. Караул! Администрация.
*     *     *
Известно, что дети любят сказки. Многие любят не только читать их, но и сочинять.
Вот, например:
    Сказки к мультфильмам «Новогодний мультфильм»
    Сочинение сказки по опорным словам.
    «Поймай рифму»
дорожка                         карандаш
окошко                           ералаш
картошка                      шалаш
лукошко                         гуашь
обложка                        экипаж
окрошка                        мираж
    «Третий лишний»
Задание: зачеркнуть неподходящие слова.
Погода была ужасная,
Принцесса была (красная
                              прекрасная
                              первоклассная).
Белый снег в лесу лежит.
Зайка под кустом (жужжит
                                 дрожит
                                скрипит).
    «Сочини считалку»
Раз, два, три, четыре, пять.
…    …    …   играть.
Кто играет – посмотри,
…    …    …   –  води!
                                               Ежик, ежик, чудачок,
                                               Сшил …    …
                                     Встал   …   -
                                     …    …   выбирать.
    Сочиняем стихи.
                   Детство
Детство начинается с игрушек,
С песенок любимых во дворе.
Как ходили вместе мы в походы
И ловили рыбу на реке.
Детство начинается с мальчишек,
Дергавших косички у девчат.
Много прочитали в детстве книжек,
Много знаем мы от мам и пап.
Жаль, что пробегает оно быстро
Детство это радость для ребят!   (Шишкина Катя. Ученица 4 «А» класса)
                  Про котёнка
Есть у меня лохматый друг.
А друга Ваською зовут.
Мы дома неразлучны с ним,
Едим, играем, вместе спим.
Учить уроки не даёт,
Когтями мне тетради рвёт.
И так скучает без меня,
Что ждет мурлыча у окна.        (Вохмянина Анна. 4 «А» класс.)
                Детский сад
Совсем недавно я в садик ходила,
Где вместе с друзьями хороводы водила,
Слушала сказки, читать не умела
И становилась немного умнее.
Песни, стихи аккуратно учила,
И разных зверей из пластилина лепила.
Весело было мне в детском саду.
Жаль, что я больше туда не пойду.    (Мелехова Наташа. Ученица 4 «А» класса)
               Детство
Детство уходит, оно не вернётся.
Юность нас очень скоро коснётся.
Больше не будет тех детских забав –
Что каждый день нам дарила судьба.
       Ты повзрослел и в сказки не веришь,
       Но может когда-нибудь ты и заметишь,
       Что маленьким быть вовсе не плохо.
       И в зеркале видишь, что ты уж не кроха!      (Мелехова Наташа)
             Моё детство
В детстве с мишкой веселилась,
С зайкой спать в кровать ложилась,
Каждый день играла я.
С ними весела жила.
Утром зайки просыпались,
Куклы мило улыбались.
Снова новый день настал
Нас играть с собой позвал.
Рано утром я проснулась,
Мама нежно улыбнулась
Меня на руки взяла
И играть со мной пошла.   (Копосова Анна. 4 «А» класс)
    Допиши стишок по началу:
Утром солнышко проспало…
Чири – рики воробей …
Сидит на окошке кошка…
В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …
Я шагаю по лужайке …
Порхает и кружится на улице снежок …
Утром солнышко проспало
И светить оно не стало.
Снегу свежего напало
И следов не видно стало.
Солнцу я кричу: «Проснись!
Всем нам мило улыбнись!»
    Дана рифма:
… звонок                             … денек                              … не спешу                             … весна
… урок                                … ветерок                          … пишу                                   … денек
… сели                                … лужица                            … в тетрадь                         …сосна
… поглядели                      … кружится                       … пять                                   … ручеек
    Задумай предмет, опиши его с помощью прилагательных. Сделай это в стихах.
(яблоко) красное, румяное, сладкое, медвяное.
    Сочинения – миниатюры
«Путешествие золотого листка»
    Восстановите  стихотворение, расставьте строчки правильно:
Козленок к водице                                        Стучат по тропинке
Копытца, копытца                                        Копытца, копытца.
Сбегает напиться                                          Козленок к водице
Стучат по тропинке                                      Сбегает напиться.                 
*      *      *
Начиная с 1 класса, даю задания такие, как
    Восстановить деформированный текст.
    Составить план к тексту.
    Отредактировать текст.
    Подобрать антонимы, синонимы.
    Поделить текст на абзацы и т. д.
/тексты прилагаются/

По мере овладения этими навыками задания постепенно начинают выполнять роль вспомогательных упражнений на этапе подготовки детей к написанию изложений и сочинений. Чем больше ребенок напишет изложений и сочинений, тем быстрее и лучше он будет их писать.
*      *      *
Со 2 класса начинается работа над изложением по серии сюжетных картин. Учимся писать разные виды изложений:
1.Изложение по коллективно составленному плану.
2. Слуховые изложения по опорным словам.
3. Изложения по вопросам.
4. Изложение по деформированному тексту.
5. Изложение с элементами рассуждения.
    Постепенно знакомлю детей с частями сочинения: вводная, основная, заключительная.
    Перед учителем часто стоит проблема – учиться не умеют или не хотят писать сочинение? Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа. Я думаю, что прежде всего должен нравиться этот вид работы: надо готовить детей к теме сочинения, надо давать темы, которые будут интересны детям. Тогда они пишут сочинения с удовольствием. Можно начать с сочинений-миниатюр. В методике развития речи термин миниатюра обозначает сочинение малой формы, которое может использоваться и как самостоятельный вид заданий, и как подготовительный к другим упражнениям.
    Сочинение – миниатюра имеет свои разновидности и особенности. К ним можно отнести такие произведения малых жанров, как загадки, считалки, чистоговорки, скороговорки, лирические миниатюры, синквейн.
    Написание сочинения – миниатюры соответствует психологии младшего школьного возраста, т.к. такие работы невелики по объему, и не вызывают у детей страха перед невозможностью справиться с заданием из-за недостатка времени. Они могут использоваться чаще, чем объемные работы, занимают лишь часть урока, могут соотноситься с изучаемой грамматической или орфографической темой.
    При написании сочинения- миниатюры можно использовать различные способы дифференциации: по степени самостоятельности, по уровню творчества, по объему. Таким образом позволяет каждому ученику понять радость творчества, почувствовать себя автором, ощутить ситуацию успеха.
*      *      *
    Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, состоящее из 5 строк, которые пишутся по определенному плану.
    Цели:
- обогащение словарного запаса;
- подготовка к краткому пересказу;
- учит формировать идею;
- получается у всех.
    Правила написания:
1 строка – одно слово – название, тема, существительное.
2 строка – два слова – описание темы, прилагательное.
3 строка – три слова – действия, относящиеся к теме, глаголы.
4 строка – предложение, фраза из 4 слов, которая показывает отношение автора к 1-ой строке.
5 строка – 1 слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строке, существительное.
Например:    Весна.
                       Яркая, теплая.
                      Украсила, пришла, растопила.
                      Дарит людям надежду, мечту.
                      Радость.
*      *      *
    Следующий вид работы это – сочинение по картине.
    Приобщаясь к прекрасному, дети учатся понимать, любить, ценить произведения искусства. Также служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса, развитию внимания, наблюдательности и творческой фантазии.
    Как анализировать картину:
1.Жанр картины.
2. Кто и что изображено.
3. Настроение, вызываемое этим произведением.
4. Основные микротемы картины.
5. Изобразительно – выразительные средства(композиция, свет, цвет, колорит)
6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
    Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:
    1.Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на эту тему по картине.
    2. Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем соедините их в связный текст.
    3. Опишите предметы, которые видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
    4. Опишите ситуацию, изображенную на картине.
    5. Опишите главного героя на картине: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
    6. Выразите свое отношение к герою.
    7. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
    8. Составьте план описания картины.
    9. Соберите материал, в соответствии с вашим планом.
    При написании сочинения по картине помогут слова и словосочетания: слева от … виднеется, прямо перед нами изображена …, на переднем плане художник пишет … , задний план занимает … , вдалеке открывается … . Могут быть использованы слова со значением прошедшего и будущего времени: только что свершилось … , недавно случилось … , лишь только отшумела … , как только закончилась … , скоро появится … , еще не случилось, но уже … .
                       Памятка – подсказка
    1.Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите ее, прочитайте статью о ее авторе.
    2. Постарайтесь, прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.
    3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?
    4. Определите тему и основную мысль сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.
    5. Соберите материал по картине. Воспользуйтесь словарем.
    6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов. Это будет началом вашего сочинения.
    7. Помните, главное – передать свое отношение к картине, найти свои слова, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.
    8. Избегайте ненужных повторов. Используйте синонимы.
*      *      *
    Еще одно творческое задание – это «Энциклопедия одного слова».
    Дети составляют своеобразную энциклопедию одного слова. Развивается речь, формируется читательская культура, расширяются жизненные познания, дети наблюдают, как живет слово в сказке, рассказе, стихах, песне. Используются в этой работе все типы словарей, справочная, энциклопедическая литература, помощь и подсказка родителей, работа в библиотеке. Для успешной работы предлагаю использовать примерный план, «своеобразные шаги». Это позволяет расположить все собранные материалы в определенной системе. Не все пункты плана могут быть отражены в итоговой работе: чего-то не найдут. Главное – стараться, стремиться к поиску нужного материала. Свою работу дети красиво оформляют.
                                          Схема – план
    1.Слово … и его лексическое значение (в толковом словаре).
    2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).
    3. Слово … и «слова-родственники» (однокоренные).
    4. Слово … и его «друзья» - синонимы (словарь синонимов).
    5. Слово … и его «враги» - антонимы (словарь антонимов).
     6. Слово … во фразеологических оборотах (фразеологический словарь).
    7. Слово … и слова – (сочетания) – рифмы.
    8. Слово … в русском фольклоре: в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, сказках, народных песнях.
    9. Слово … в названиях произведений литературы.
    10. Слово … в названиях газет, журналов, реклам.
    11. Слово… в названиях картин художников.
    12. Слово … в названиях художественных фильмов.
    13. Слово … в детском речевом творчестве (собственных стихах, рассказах, сказках).
    14. Слово … в собственных рисунках.
По итогам этой работы будет проводится представление (презентация) – защита детских работ.
*      *      *
Отзыв о книге – это суждение читателя, его мнение о прочитанной книге, содержащее оценку. Дать отзыв о книге – значит не только высказать и обосновать своё мнение о ней, но и поделиться впечатлением о прочитанном.
В работе над отзывом помогут такие вопросы:
–  Каково ваше эмоционально-оценочное отношение к прочитанному?
– Какова тема и основная мысль произведения?
– Где и когда происходят изображенные в нем события?
– Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
– Кто из героев вам понравился? Почему?
– Над какими вопросами книга заставила вас задуматься?
Отзыв о книге – это не пересказ ее содержания. В сочинении надо показать, что именно в книге делает ее интересной. Чтобы избежать повторений, можно использовать лексические текстовые синонимы:
- книга (произведение, повесть, рассказ)
- эта книга понравилась (запомнилась, привлекла мое внимание, запечатлелась в моей памяти, глубоко взволновала)
- интересная книга ( увлекательная, захватывающая, занимательная, запоминающаяся)
- автор описывает (показывает, изображает, рассказывает о жизни, знакомит с …)
- особенно мне нравиться главный герой книги (симпатичен, привлекает)
Даю некоторые выражения для написания отзыва:
- эта повесть позволяет сделать вывод…
- читать эту книгу легко, в ней есть…
*      *      *
Нужно помнить, что работа по развитию детского речевого творчества в начальной школе не терпит однообразия. Учите своих детей говорить и писать красиво, и вы их обязательно научите!
Богданова О.Я.
 учитель начальных классов МОУСОШ с УИОП пгт Опарино, высшая квалификационная категория



Литература.
•    С.А.Есенина. Как научить вашего ребенка писать сочинение. 1 класс. /Пособие для начальных классов/. М. «Грамотей». 2006.
•    Л.Л.Страхова. 1.Сочинение по картине для младших школьников. Изд. перераб. 4 доп. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. (Серия «Нач. шк.»)
                          2. Готовые сочинения для младших школьников. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007 – 64 с. (Серия «Нач. шк.»)
•    Журнал «Начальная школа» №2 – 2003 г. В.А.Синецын. современные подходы к развитию речи младших школьников.
•    Опыт формирования ОУУН. Методические рекомендации. Киров 2006.
•    Речевые уроки. Книга для учителей начальных классов под редакцией Т.А.Ладыжинской . Москва. «Просвещение» 1994.
•    Л.Г.Антонова. развитие речи. «Уроки риторики». Ярославль. Академия развития. 1997.


Форма входа
Цифровые ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Северо-Западный образовательный округ

Российский общеобразовательный портал

Федеральная служба по надзору в сфере образования

Информационно-образовательный портал Кировской области

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
ЕГЭ и ОГЭ
Перейти
Copyright MyCorp © 2011-2020
Конструктор сайтов - uCoz

Адрес: Кировская обл, Опаринский р-н, пгт Опарино,

ул. Октябрьская, д. 20

Тел/факс: (83353) 2-11-65

E-mail: mouop@mail.ru